Речной десант: ВМФ РФ намерен форсировать Днепр, для чего обзаводится на нем новой флотилией

Saramart WW

Фото: Виталий Невар/ТАСС

В среду на очередном заседании коллегии Министерства обороны РФ глава этого ведомства Сергей Шойгу сообщил, что в структуре наших Вооруженных сил заново сформированы Днепровская речная флотилия и явно вошедшая в ее состав бригада речных катеров. Однако ни о штатном составе, ни о численности флотилии, ни о вертикали ее подчиненности — ни слова.

Не сказано даже о том, где будет расположен штаб новой флотилии. В Севастополе? Или — что было бы куда логичней и правильней, на мой взгляд, — допустим, в Скадовске Херсонской области, расположенном совсем близко к устью Днепра? Иными словами — поближе к театру предстоящих военных действий нового флотского объединения?

В общем, пока в этом вопросе ясности никакой. Очевидно лишь, что работа по срочному развертыванию Днепровской речной флотилии в России закипела как минимум с середины минувшей осени. Потому что именно тогда заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев на совещании, посвященном комплектованию Вооруженных сил, поделился некоторыми планами военных. И, в частности, впервые загадочно заявил, что в течении 2024 года будет создано новое крупное объединение ВМФ РФ — некая самостоятельная флотилия. Наряду с уже существующей Каспийской.

Предположение о том, что речь идет о неотложном укреплении наших позиций именно на Днепре, возникло сразу же. Потому что дела на этом направлении у нас к тому времени складывались, мягко говоря, не очень.

whogrill.ru

Еще в ноябре 2022 года наши войска на херсонском направлении под сильнейшим давлением ВСУ без боя вынужденно оставили свой единственный стратегический плацдарм на правом берегу великой реки. Сделав, тем самым, достаточно туманными перспективы скорой организации просто напрашивающегося освободительного удара на Николаев, Очаков и Одессу.

А в начале июля 2023 года украинские военные взорвали плотину Каховской ГЭС, затопив обширные территории ниже по Днепру и до неузнаваемости изменив ландшафт прибрежных территорий в районах Херсона, Голой Пристани и Новой Каховки.

Разом исчезнувшее с карт обширное Каховское море оставило после себя местами заболоченную местность, множество мелких островов и узких проток, которые противник с диверсионными целями раз за разом запросто и часто беспрепятственно преодолевал на скоростных катерах и лодках.

Промежуточным итогом стало появление почти полгода назад на нашем берегу небольшого, но достаточно устойчивого украинского плацдарма под Крынками.

Одновременно неплохо подготовленные и вооруженные британцами и американцами украинские диверсанты из Сил специальных операций, опирающиеся на украинский же пока еще город Очаков и остров Первомайский, все активней принялись заявлять о себе на контролируемой нами с первого дня СВО глубоко, на 40 километров, вдающейся в Черное море Кинбурнской косе и в Днепровско-Бугском лимане в целом.

Попытки внезапных высадок на эти берега противник предпринимал не раз. И с разными результатами.

Таким образом, с каждым месяцем становилось все очевидней, что с линией боевого соприкосновения в этих местах надо срочно что-то делать. Идея формирования Днепровской флотилии, таким образом, просто напрашивалась. И давно.

Надо признать: очень похоже, что с этим делом мы сильно запоздали. Командование ВСУ в Киеве оказалось куда проворней и предусмотрительней нас при организации боевых действий на главной для себя реке.

Еще в конце июня 2022 года командующий ВМСУ вице-адмирал Алексей Неижпапа рассказал, что на реке Днепр и ее притоках сформирован первый дивизион речных катеров. По словам вице-адмирала, главная задача дивизиона — участие в обороне Киева и его мостов от ударов российских войск.

Из дальнейших пояснений Неижпапы следовало, что на первых порах для этого дела были мобилизованы наиболее скоростные, но абсолютно гражданские до этого речные суда. Включая прогулочные катера. «По сути, на речные катера поставили вооружение, и теперь они принадлежат к ВМС Украины…» — добавил командующий ВМСУ.

Дальше — больше. При активной военно-технической помощи американцев украинский речной дивизион быстро разросся до размеров флотилии. А ее операционной зоной стал уже вовсе не Киев, штурмовые действия российских войск в окрестностях которого давно не ведутся. Акцент на боевое применение катеров под флагом ВМСУ на Днепре быстро сместился на херсонское направление.

Надо заметить, что очень многое для осуществления этих замыслов Соединенные Штаты уже предоставили Украине.

Еще в конце июня 2022 года (то есть — сразу после получения известий от вице-адмирала Неижпапы о вынужденной мобилизации прогулочных катеров для обороны Киева) Вашингтон объявил, что в состав очередного, 13-го пакета военной помощи Украине" на сумму $450 млн включены поставки Киеву сразу 18 достаточно современных американских патрульных катеров.

Вначале речь шла о боевых единицах типа Mark VI. Такие катера разработаны и строятся с 2014 года американской судостроительной компанией SAFE Boats International в Бремертоне, штат Вашингтон. Экипаж каждого Mark VI состоит из десяти человек. Десантников — до восьми человек. Основное их предназначение — скрытная переброска небольших групп спецназа по рекам в тыл противника.

Ради осуществления этой идеи на предоставленные Украине штатовские катера американцы заранее принялись устанавливать достаточно мощное вооружение: по две 30-мм автоматические пушки Mk 44 Bushmaster II и сразу по шесть 12,7-мм пулеметов М2 на турельных установках. Возможна установка 7,62-мм пулеметов M240 и шестиствольных 7,62-мм пулеметов M134, а также 40-мм автоматических гранатометов Mk 19. Вместе потенциально — просто шквал огня по району высадки.

Но мало того. На Mark VI могут быть установлены даже пусковые установки малогабаритного противокорабельного ракетного комплекса Griffin («Гриф»). Масса каждой входящей в комплекс ракеты почти миниатюрна — всего 20 килограмм. Вес боевой части «Грифа» тоже, вроде бы, не впечатляет. Лишь 5,9 килограмма. Чтобы утопить серьезный боевой корабль или судно маловато будет. Да и дальность стрельбы невелика, всего до 5,5 километра.

Но не будет забывать, что это оружие предназначено для ведения штурмовых операций, главным образом, в речных акваториях. Где если с кем и предстоит вести бой экипажам Mark VI, то почти исключительно с катерами противника. А вот для них-то, даже бронированных, подобная встреча с не сулит ничего хорошего.

Однако планы Киева и Вашингтона в этой части оказались нарушенными турками. Которые, сразу после начала СВО наглухо перекрыв Босфор и Дарданеллы для любых военных кораблей, катеров и судов, сорвали на неопределенное время и давно готовую переброску Mark VI из США в Черное море. Естественно, в реку Днепр — тем более.

Поэтому пока украинцам, насколько известно, приходится довольствоваться на херсонском направлении доставленными по воздуху 34-футовыми (10,36 метра) алюминиевыми малыми сторожевыми катерами типа Sea Ark Dauntless («Неустрашимый») и 35-футовыми (10,6 метра) малыми речными катерами типа SURC (Small Unit Riverine Craft) компании SAFE Boats. Но и эти штуковины — очень серьезная боевая сила.

Скажем, вооружение «Неустрашимых» в стандартной комплектации состоит из трех пулеметов калибра 12,7-мм и 7,62-мм. Но еще важнее для сегодняшнего Днепра их скорость — до 45 узлов. Если учесть, что после подрыва плотины Каховской ГЭС ширина этой реки в самом узком ее месте не превышает 500 метров, то перемахнуть через нее на американских «подарках» украинским спецназовцам можно за считанные минуты.

Чем, судя по сводкам с фронта, они регулярно и занимаются под Крынками, Алешками и Новой Каховкой. А потом наша артиллерия и авиация их оттуда долго и напряженно «выкуривает».

Таким образом, к ожесточенной борьбе за Днепр и вероятное его форсирование у Киева давно уже многое готово. А у нас?

У нас на этом направлении тоже давно наблюдалось некоторое шевеление. Но — главным образом со стороны вовсе не военных, а совершенно штатских энтузиастов. Что, согласитесь, долго выглядело довольно странно.

Так, в начале июля 2023 года «Народный фронт» РФ объявил срочный сбор народных средств «на лодки и моторы для эвакуации и боевой работы на Днепре». Всего предполагалось закупить для нашей группировки до 150 лодок. На что волонтеры предполагали истратить до 70 миллионов рублей.

— Вчера мы с вами стали свидетелями ужасных кадров, которые разошлись в Сети, кадры изначально разместил противник (речь идет о нашумевшем видео, снятом с вражеского беспилотника примерно в те же дни на одном из островов в Херсонской области — «СП»). Там наши пацаны, наши герои ведут бой. Дальше пытаются завести лодку, чтобы отойти от берега, и не могут её завести. Гибнут после этого. Вечная память нашим парням. Мы, понимая, что лодки и моторы являются расходниками, сегодня объявили сбор на моторы и на плавсредства.

Мы также обращаемся ко всем профессиональным рыбакам, у которых есть плавательные средства в хорошем состоянии, с просьбой принять участие в этом сборе и передать их для наших парней на Днепре.

Бойцы на передовой говорят о том, что моторы, которые они используют, работают постоянно на предельной мощности, ресурс мотора нужен большой, потому что километры водной глади нужно преодолевать с максимально большой скоростью и маневрированием. Пацаны — герои, врага они никуда не пропустят. Победа будет за нами! — бодро заявил при этом руководитель исполкома «Народного фронта» Михаил Кузнецов.

Интересно, с какими чувствами читали эти искренние, но просто отчаянные, если разобраться, строки в нашем Минобороны? Которое одно только и обязано отвечать за снабжение российских солдат и офицеров всем необходимым? И как случилось, что все перечисленное у противника на Днепре давно уже в избытке, а у нас вся надежда в снабжении войск еще полгода назад была исключительно на энтузиазм масс?

Но что теперь об этом? Только теперь, на третьем году СВО, выводы, как следует из заявления Шойгу на коллегии МО РФ, наконец, вроде бы сделаны. На что можно рассчитывать в итоге с появлением новообразованной Днепровской речной флотилии?

Увы, не слишком на многое. Потому что почти ничего из того, что понадобится, для флотилии в России нет. Или есть, но не надлежащего качества.

Проще всего, вероятно, будет с морской пехотой, без которой днепровцам просто не обойтись. Наверняка для флотилии сформируют отдельный батальон «черных беретов» со средствами усиления. Или даже для ускорения и без того сильно затянувшегося процесса его просто выделят из состава давно буквально не вылезающей из боев за Украину 810-й отдельной бригады морской пехоты Черноморского флота, базирующейся в Казачьей бухте Севастополя.

Хуже с корабельным и катерным составом. Вероятно, в состав нового флотского объединения на Днепре будут переданы три захваченные нами ранее в качестве трофеев в Бердянске и Мариуполе «Гюрзы». Речь о бывших украинских малых речных бронекатерах проекта 58150 — «Вышгород», «Кременчуг» и «Аккерман». Хотя в нашей прессе их много и справедливо критиковали за слабое бронирование и вооружение, основу которого составляют по паре дистанционных боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М» с 30-мм скорострельными пушками ЗТМ-1 и спаренными с ними 7,62-мм пулеметами KT.

Для борьбы с контрабандистами этого, вероятно, более, чем достаточно. А вот в дуэли с танками или обычной полевой артиллерией ВСУ, установленной на берегу, — почти гарантированная гибель. Но особого выбора у нас сейчас нет.

Еще в таком же контексте поговаривают об артиллерийских бронированных «Шмелях» — катерах проекта 1204 советской еще эпохи, которые в считанном количестве остались у нас в составе Каспийской флотилии. Их действительно возможно при желании быстро перебросить на Днепр по Волго-Донскому каналу. Сразу, же после того, как сойдет лед.

Но и древние «Шмели» (их строительство прекратили в почти незапамятном 1972 году) в качестве современных боевых средств недалеко ушли от бывших украинских «змей». И хотя на их палубе артиллерия калибром посолидней (бывшая танковая 76-мм пушка), но те бронекатера нынче тоже больше, чтобы чаек на реках пугать.

Устаревшие средства разведки, хилое бронирование, полное отсутствие штатных средств ПВО и невысокая в сравнением с уже полученными ВСУ для сражений за Днепр американскими Sea Ark Dauntless и SURC скорость делают наших «Шмелей» крупными и просто желанными целями для врага.

Но еще одна беда в том, что потребности новой флотилии одними только артиллерийскими катерами далеко не исчерпываются. Нужны еще приличные высадочные средства для скоростной высадки на необорудованное побережье десанта, колёсной и гусеничной техники. Хотя бы такие, как принятые на вооружение в 2006 году десантные катера на воздушной каверне проекта 21820 «Дюгонь».

Кстати, как минимум один такой из состава Каспийской флотилии под названием «Атаман Платов» летом прошлого года был отмечен в Севастополе. Вроде как в ремонте. И не будет ничего удивительного, если и «Атаман Платов» уйдет на Днепр.

Однако еще одна проблема в том, что к нынешнему дню мы успели построить всего пять «Дюгоней». Один из которых («Иван Карцов») на Тихом океане. И хотя бы поэтому, видимо, в нашем случае в расчет принят быть не может.

А остальные десантные катера — на Балтике. И вот оттуда-то, видимо, вполне могут поскорее отправиться на Днепр.

Но все равно — этого мало для формирования полноценной речной флотилии.

Ей, несомненно, понадобятся еще эффективные полупогружные и быстроходные безэкипажные катера для скрытного контроля воздушной и надводной обстановки. Которых у нас, насколько известно, пока нет вообще.

Нужны мощные катера-буксировщики понтонов для быстро наведения переправ на захваченные десантом плацдармы. Нужны катера для проведения инженерной разведки. В том числе — для поиска и уничтожения речных мин и прочих подводных препятствий.

Словом, перечень того, что необходимо, но чего у нас, к сожалению, нет для создания полноценной Днепровской речной флотилии, поистине необъятен. Но в том, что происходит, хороши, на мой взгляд, как минимум, две вещи.

Первая: раз решение о необходимости немедленно обзавестись флотилией на Днепре в Москве принято, стало быть, мы с ее помощью наверняка собираемся скоро идти вперед. На правобережную Украину. На Николаев, Одессу и Очаков.

И второе. Когда у Днепровской флотилии появится, наконец, свой командующий и штаб, будет, наконец, кому ставить вопросы о том, что необходимо ее военным морякам для выполнения поставленных боевых задач. Ведь до сих пор (не первое десятилетие!) ни единой речной флотилии у России не было. Последняя из них (Амурская) расформирована еще в 1998 году.

Соответственно, и к войнам за эти самые реки и готовиться, по сути, было в ВМФ РФ некому. Что, полагаю, многое объясняет в сложившейся ситуации.

А если теперь неотложные вопросы перед Москвой даже поставлены почему-то не будут (предположим, из чиновничьей осторожности или нередкой в России робости перед начальством), тогда военные прокуроры точно будут знать адреса, по которым им поскорее отправляться.

Из досье «СП»

В феврале 2024 года Швеция объявила, что планирует отправить на Украину десять достаточно мощных штурмовых десантных катеров типа CB-90 и двадцать транспортных катеров G финского производства.

А на нынешней неделе и Финляндия объявила о подобном решении. Переправлять катера Киеву она собирается через Румынию. При этом ни тип катеров, ни их количество в Хельсинки не сообщили.

Источник

OneClickMoney [CPS] RU