Stern: У танковых бригад Киева практически не осталось боеспособных машин
Фото: Keystone Press Agency / Global Look Press
ВСУ на Донбассе находятся в такой критической ситуации, как никогда раньше, пишет немецкий журналист Гернот фон Крамер в статье для издания Stern. Главная проблема ВСУ — это хроническая нехватка артиллерийских снарядов.
Только 27 июня Министерство обороны Чехии объявило, что первая партия 155-мм артиллерийских снарядов, оплаченная Германией, прибыла в Украину. Количество снарядов неизвестно. Так же, как и число снарядов, которые Чехия продолжит поставлять Украине. Отправка снарядов на передовую лишь поколебало соотношение артиллерийских ударов между российской и украинской армией. Если весной оно доходило на отдельных участках линии фронта до 1:10, то сейчас снизилось лишь до 1:4. То есть ВСУ могут ответить только на каждый четвертый запущенный по их позициям артиллерийский снаряд
— Это означает, что русские за линией фронта смогут действовать все более открыто и беспрепятственно. Они устанавливают дымогенераторы, чтобы замаскировать передвижение. Они могут использовать свою артиллерию, не опасаясь ответного огня, в том числе грозные термобарические ракетные установки, — описывает российское наступление фон Крампер.
Недостаток контрартиллерийской борьбы украинцы пытаются восполнить с помощью пусковых установок HIMARS. Однако они становятся уязвимы для российских сил и быстро уничтожаются.
К этому добавляются удары российских планирующих бомб, делающие невозможной существовавшую до сих пор позиционную войну. Все чаще они российская армия применяет высокоточные снаряды с лазерным наведением, а наряду с простыми фугасными бомбами используются планирующие бомбы с кластерными боеприпасами, пишет Stern.
— Как и в случае с ПВО, это нисходящая спираль. Проигравшая сторона несет все большие и большие потери, — объясняет фон Крампер.
Огневой мощью и тактическим гением военного руководства издание Stern и объясняет скорость российского наступления. После освобождения Очеретино 27 апреля российские войска продвинулись к трех направлениях от него — северном (25 мая освобождено Архангельское), западном (6 июня освободили Сокол, сейчас бои идут за Восход и Евгеновку) и северо-западном (30 июня освободили Новоалександровку).
— Если украинские войска не смогут быстро закрепиться, Донбасс для них может быть потерян, — разъясняет фон Крампер, в какой ситуации сейчас находятся ВСУ.
Не только западные, но и украинские журналисты уделяют внимание отсутствию тяжелого вооружения на передовой. Элитные подразделения ВСУ были оснащены американскими танками Leopard 2, Challenger 2 и Abrams.
Однако западные танки оказались крайне уязвимы на открытой местности, которую представляет собой территория западнее Авдеевки. Еще одна причина, по которой ВСУ от греха подальше убрали западную бронетехнику, — чтобы избавить западных хозяев от позора. Вот танков ВСУ уже почти и не видно на передовой.
Например, танки Abrams были полностью выведены с передовой после самого страшного в танковой истории США сражения под Бердычами в начале июня. Менее чем за две недели американцы потеряли здесь подбитыми как минимум 5 танков Abrams, а также бронированные машины разграждения М1150 ABV (Assault Breacher Vehicle), созданные на базе Abrams.
Можно понять это так: у тяжелых танковых бригад Киева больше нет боеспособных танков, — пишет Stern. Этот вывод подтверждает независимый проект Oryx из Нидерландов: американцы потеряли уже не менее 10 Abrams, немцы — 33 Leopard, шведы — 7 танков Stridsvagn 122.
Больше всего повезло французам, которые еще прошлым летом (во время так называемого «контрнаступления» ВСУ в Запорожской области) лишились сразу четырех легких танков AMX-10 RC®. По сути, это даже не танк, а тактическая машина. И после позора в Запорожской области ВСУ фактически перестали ее применять.
Как и британский Challenger 2, первый образец которого был поражен в сентябре прошлого года. Это стало первой потерь Challenger 2 почти за тридцать лет, и Великобритания поспешила припрятать технику.
Ко всем этим проблемам добавляется хроническая нехватка личного состава, пишет Stern. Обширные позиционные системы на Донбассе никогда не были так плотно укомплектованы, как окопы во время Первой мировой войны. Российские подразделения пытаются найти незащищенное место, чтобы занять его небольшим отрядом, который передвигается на мотоциклах или багги.
— При наступлении, как правило, есть потери. Но когда русские находятся на позиции, защищенной их беспилотниками и артиллерией, украинцы обычно не могут их выбить, потому что у них нет ресурсов для контратаки, — объясняет причины постоянных украинских тактических поражений фон Крампер.
— У русских есть главное стратегическое направление удара, но в настоящее время они наносят удары везде, где это возможно.
Тактика заключается в том, чтобы продолжать удлинять оперативные линии, за которые ведется борьба. В результате украинцам становится все труднее удерживать линию фронта. Протяженность ЛБС на Авдеевско-Покровском направлении уже превышает 30 км (от Карловки на юге до Калиново на севере). И у украинцев уже нет надежды найти новую оперативную линию с подготовленными позициями и свежими резервами. А значит, дальнейшее обрушение их обороны неминуемо.