Как отогнать почти неуловимые Storm Shadow от Крыма
На фото: самолет Су-24 Fencer в качестве стартовой платформы для крылатых ракет Storm Shadow (Фото: mil.in.ua)
В ночь на 5 января российскими ударными дронами и крылатыми ракетами воздушного базирования нанесены сразу три массированных удара по украинским военным аэродромам Староконстантинов (Хмельницкая область), Канатово (Кировоградская) и Миргород (Полтавская). Чем продиктован именно такой набор целей?
Пока о результатах операции известно мало. О потерях в личном составе ВСУ и боевой техники нет сообщений, киевский режим предпочитает тщательно скрывать подобную информацию. Но сам выбор мишеней для атаки неопровержимо свидетельствует, что, стало быть, таковым оказался наш почти мгновенный ответ на мощную атаку украинскими ракетами Storm Shadow Крыма и Севастополя, случившуюся накануне вечером, 4 января.
Напомню, как было дело в четверг. Информированный телеграмм-канал «Рыбарь» сообщает: «В районе 16.20 с авиабаз Староконстантинов, Миргород и Канатово взлетели пять бомбардировщиков Су-24М и два истребителя МиГ-29, которые осуществили пуски крылатых ракет Storm Shadow и нескольких „обманок“ ADM-160 MALD в направлении полуострова. Первая ракета сбита над Уютным неподалеку от Евпатории. Обломками Storm Shadow незначительно повреждена инфраструктура, но потерь не зафиксировано. Еще два „Шторма“, огибая мыс Фиолент, попытались атаковать подразделения ПВО в Севастополе. Сбить те ракеты не удалось, однако и целей они не достигли».
Всего, по информации Минобороны РФ, в тот вечер над Крымом было сбито 10 крылатых ракет. При этом все они до момента поражения в очередной раз сумели целехонькими долететь до нашего полуострова.
По свидетельству местных жителей, до восьми «Штормов» на цели в Севастополе на предельно малых высотах заходили не со стороны моря, а через Бахчисарай. Поэтому расчетами российских ЗРАК «Панцирь-М» уничтожались уже настолько близко к объектам Черноморского флота, что обломки сбитых КР рушились прямо на городские улицы, пляжи, парки и жилые дома. Однако серьезных разрушений и жертв удалось избежать.
В этой связи было бы просто опасно не обратить внимания, что лишь за последние пару недель это уже второй «визит» украинских Storm Shadow в крымское небо. В результате предыдущего, случившегося всего 10 дней назад, 26 декабря, у феодосийского причала потоплен большой десантный корабль «Новочеркасск».
Еще ранее (13 сентября 2023 г.) такими же, очень совершенными, малозаметными и высокоточными крылатыми ракетами британского производства, несмотря на ожесточенное противодействие нашей системы ПВО, в сухом доке главной базы Черноморского флота нанесены тяжелейшие технические повреждения стоявшим в ремонте в «Севморзаводе» БДК «Минск» и ДЭПЛ «Ростов-на-Дону».
Спустя считанные дни (22 сентября 2023 г.) другая пара Storm Shadow одна за другой вонзилась в здание штаба Черноморского флота, высящегося на самом видном месте над бухтами, на городском холме в историческом центре Севастополя.
Трагедии удалось избежать только потому, что оттуда к тому времени руководство флотом уже не осуществлялось. Вахты у аппаратуры штаба несли лишь дежурные смены военных моряков. А управление кораблями, вертолетами и самолетами было заблаговременно перенесено в подземелья запасного командного пункта ЧФ в Верхе-Садовом, в десятках километров от города-героя. Однако и сегодня затянутое зеленой строительной сеткой и сильно обгоревшее здание штаба флота с обрушившимся от пожара одним из крыльев не позволяет севастопольцам и морякам-черноморцам забывать: «Грозная опасность совсем рядом».
С нашей стороны всякий раз после становящихся все более регулярными ударов Storm Shadow по Крыму происходит одно и то же. В отместку мы тут же пытаемся вывести из строя аэродромы, с которых поднимаются в воздух самолеты-носители этого оружия — оставшиеся на Украине фронтовые бомбардировщики типа Су-24М, истребители типа МиГ-29. А поскольку чаще всего и те, и другие стартуют с ВПП в Староконстантинове, где дислоцирована 7-я бригада тактической авиации ВСУ, больше всего достается именно этой авиабазе.
Счет ударов с воздуха по самому «зловредному» украинскому аэродрому давно потерян. Второй год раз за разом бьем по нему «Геранями», «Искандерами», «Калибрами». В середине декабря российские ударные БПЛА лупили по этой авиабазе в течение восьми ночей подряд. А 15 декабря в Москве не пожалели для уничтожения этого вражеского оплота даже гиперзвуковых «Кинжалов».
Говорят, с каждым ударом что-то или кого-то в Староконстантинове мы разносим в клочья или отправляем к праотцам. Но вот беда: как взлетали оттуда украинские боевые самолеты с Storm Shadow под крыльями, так и продолжают взлетать. Выходит, результат не достигнут. Почему?
Как минимум одна из причин — в крайне фундаментальной подготовке защитных сооружений главной вражеской авиабазы еще с советских времен. Когда в Староконстантинове стояла 32-я бомбардировочная дивизия ВВС СССР, отечественными инженерами было сделано все, чтобы подготовить аэродром и стоявшие на нем самолеты к выживанию в возможной ядерной войне. Из прочнейшего железобетона возвели порядка четырех десятков подземных укрытий для боевых машин. Створки исполинских бронированных ворот толщиной около метра закрывают каждое укрытие спереди, катаясь, когда необходимо, по направляющей на стальном колесе диаметром около метра.
По расчетам такое укрытие способно выдерживать прямое попадание фугасной авиабомбы весом до 250 килограммов.
Мало того. В любое из этих сложнейших инженерных сооружений заранее подведены все необходимые коммуникации для инженерного обслуживания бомбардировщиков и подготовки их к вылету. По уложенным под аэродромными плитами трубопроводам осуществляется заправка самолетов топливом, специальными жидкостями и газами. Электрические сети в каждом ангаре позволяют проводить любые проверки бортового оборудования. По свидетельствам опытных людей, даже в зимние холода в хорошо отапливаемых укрытиях летчики, техники и инженеры работают без верхней одежды.
Поэтому под открытым небом Су-24М находятся минимальное время. Выкатился из подземного ангара и сразу — на взлет! Пойди, угадай этот момент. И заранее направь на самолет свои ракеты!
Однако и это еще не все. С 2021 г. американские военные инженеры, которым было приказано как раз авиабазу в Староконстантинове и подготовить к приему давно обещанных Соединенными Штатами Киеву F-16, тоже усиленно занимаются усилением уже существующих там самолетных укрытий. Но уже — на основе собственных, самых современных технологий.
Всем перечисленным, главным образом, почти полная неуязвимость украинских носителей Storm Shadow на стоянках и объясняется. Изловить Су-24М 7-й бригады тактической авиации можно только в полете. Что тоже непросто. Поскольку пуски «Штормов» по Крыму эти бомбардировщики и соответствующим образом переоборудованные британцами истребители МиГ-29 осуществляют исключительно над своим глубоким тылом. Как правило — над Николаевской областью, в сотнях километров от ближайшего участка побережья Черного моря. И сразу уходят на предельно малую высоту. Затем поскорее — на посадку. И быстро заруливают в суперукрытия.
Кстати, сколько этих самых носителей в распоряжении Киева осталось на сегодня? На этот счет существует разная информация. В апреле 2023-го, по подсчетам интернет-издания Flightglobal, Воздушные силы Украины располагали не более чем 12 Су-24М. В сентябре интернет-издание «Авиа про» оценивало это количество в пять боеспособных машин. В четверг, как мы уже сказали, «Рыбарь» тоже оценивал общее число Су-24М, задействованных в ударе ВСУ по Крыму 4 января, в те же пять единиц.
Это весь наличный арсенал регулярно терроризирующих наш Черноморский флот носителей «Штормов» в украинской 7-й бригаде ТА? Не факт. Но в любом случае, очевидно, что пальцев двух рук достаточно, чтобы их сосчитать. И наши Вооруженные силы ничего не в состоянии с ними поделать?
Допустим: аэродром Староконстантинов нам пока не по зубам. Накрыть такие самолеты в воздухе тоже не выходит. Но хотя бы важнейшие цели-то в Крыму обезопасить возможно?
Я имею в виду не только дальнейшее совершенствование систем ПВО и РЭБ над полуостровом. Наверняка, в этом направлении делается все возможное. И, надо признать, уже приносит результаты. Поскольку в четверг из десятки атаковавших наши объекты крылатых ракет Storm Shadow впервые ни одна не достигла целей.
Но существуют же и иные технические меры предосторожности. Об одной из них после гибели БДК «Новочеркасск» с горечью упомянул бывший командующий ЧФ отставной адмирал Владимир Комоедов.
В комментарии по поводу трагедии в Феодосии Владимир Петрович, если разобраться, упрекнул своих преемников в Севастополе. Для охраны и обороны флотских объектов от ударов с воздуха, по мнению адмирала, не было принято даже простейших мер.
Например, по словам Комоедова, заранее «надувные шары можно было поставить, чтобы оградить корабли». Несомненно, бывший командующий вел речь об аэростатах заграждения, хорошо известных каждому по кадрам кинохроники времен Великой Отечественной войны.
Известно, что аэростаты — дешевое и эффективное средство ПВО. Тросы этих воздушных «пузырей» грозят при столкновении с ними разрушением не только крыльев и фюзеляжей самолетов, но и того же самого у крылатых ракет на конечном участке полета.
А еще аэростаты могут служить платформами, на которых можно просто, быстро и дешево поднимать на большую высоту и держать там неделями для наблюдения за тем же аэродромом в Староконстантинове автоматические станции радиолокационной разведки. Да и много чего еще.
Что обиднее всего: в структуре Минобороны РФ существует целый Воздухоплавательный научно-испытательный центр в Вольске, который уже много лет проводит глубокие исследования по теме применения аэростатов в области ПВО.
В одном из документов НИЦ, опубликованном в 2022 г., среди прочего сказано: «Со времени формирования по настоящее время войсковая часть провела испытания пяти поколений автоматических аэростатов, которые приняты на вооружение Военно-воздушных сил. Провела испытания ряда привязных аэростатных комплексов. Принятые на вооружения комплексы задействовались в интересах всех видов Вооруженных сил. В частности, привязные аэростаты обеспечивали боевые действия авиации в Афганистане.
С 2016 года и по настоящее время привязные аэростаты применяются специалистами Центра в Сирийской арабской республике (для осуществления радиолокационного дозора вокруг российских военных баз — «СП»).
Впрочем, адмирал Комоедов в связи с трагедией «Новочеркасска» наверняка говорил не о столь сложных вариантах. Речь определенно шла про отчего-то так и нереализованной нами в Феодосии (а также в Севастополе, Евпатории, вдоль Крымского моста т. д.) возможности натяжения с помощью пары-другой самых примитивных аэростатов противоракетных сетей из достаточно прочных полимерных материалов. Почти незаметные для радиолокационных средств наведения, такие способны остановить в воздухе что угодно. Низколетящие «Штормы» — в том числе.
Сегодня у России, убежден, давно разработано все необходимое. Спросите хотя бы в Вольске. Но, судя по продолжающимся ракетным ударам ВСУ по Крыму и сетованиям адмирала Комоедова, до сих пор никто не спрашивает. Почему?